Менцель


Менцель
, Адольф (Menzel, Adolf) 1815, Бреслау, ныне Вроцлав — 1905, Берлин. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1830 переехал с семьей в Берлин и работал в литографской мастерской отца. Посещал рисовальный класс берлинской Академии художеств, но, недовольный получаемым образованием, через 6 месяцев прекратил занятия, оставшись самоучкой. В 1850-х ежегодно путешествовал по Рейну и Дунаю, побережью Балтийского моря, посетил Вену, Прагу, побывал в Голландии. В 1855, 1867, 1868 был в Париже. В 1880, 1881, 1882 — в Вероне. С 1886 — почетный член берлинской Академии художеств. Начинал в 1830-е как литограф и рисовальщик. В кон. 1830-х попробовал работать в технике живописи маслом. Ранние пейзажи — Вид на парк принца Альберта (1846), Строительная площадка с ветлами (1846), Этюд облаков (1851), Железная дорога Берлин — Потсдам (1847, все — Берлин, Гос. музеи) — написаны легко и свободно, экспрессивным мазком. Предвосхищая полотна импрессионистов, художник передает в них изменчивость жизни природы. Ощущение ритма нового времени рождает движущийся по железнодорожному полотну состав в окружении световоздушной дымки. Отзвуки искусства немецкого бидермайера с его поэтизацией обыденной жанровой темы присущи полотну Комната с балконом (1845, Берлин, частное собрание). Интерес к воспроизведению интерьерного пространства чувствуется и в картине Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине (1847, Дрезден, Картинная галерея). Острое внимание в передаче характерного в облике персонажей, не свойственное бидермайеру, предвосхищает поздние многофигурные композиции художника из народной жизни. В 1848 было создано полотно Похороны мартовских жертв (Гамбург, Кунстхалле), повествующее о современных художнику событиях. Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 в Берлине явилось одним из первых исторических полотен на современную тему в искусстве XIX в. С глубоким чувством трактует Менцель и тему исторического национального прошлого в серии из 11 живописных полотен, посвященных правлению Фридриха Великого (Берлин, Гос. музеи; Гамбург, Кунстхалле). Увлеченный образом просвещенного монарха, художник изображает сцены в интерьере (Концерт в Сан-Суси, "Добрый вечер, господа!", Круглый стол в Сан-Суси) или в пейзаже (Ночной бой под Хох Кирхом), стремясь к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактуя образ самого Фридриха II. В 1855, после первой поездки в Париж, под впечатлением от посещения театра на Больших бульварах было написано полотно Театр Жимназ (Берлин, Гос. музеи). Теме театра, позволяющей передать разнообразие человеческих характеров, переживаний актеров и зрителей, посвящено и полотно Крестьянский театр в Гастейне (1859, Гамбург, Кунстхалле), созданное после поездки в Тироль. Из поездок по Дунаю и Рейну художник привозил много рисунков, акварелей, гуашей, пастелей, сделанных на натуре, в которых переданы бытовые сценки, пейзажные мотивы, портреты-типы. Теме жизни города посвящены картины, исполненные после второй поездки в Париж в 1867, Парижские будни (1869, Дюссельдорф, Художественный музей), После полудня в Тюильри (1869, Дрезден, Картинная галерея), Воспоминания о Люксебмургском саде (1872, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Менцеля, как и французских импрессионистов, привлекает возможность передать будничный, но полный особого шарма ритм жизни Парижа и его обитателей, красочную неповторимость зелени бульваров и парков с прогуливающейся в них нарядной и шумной публикой. В 1870—1880-е художник пишет полотна Железопрокатный завод (1875, Берлин, Гос. музеи), На стройке (1875, Берлин, частное собрание), Точка ножей в Хофгастейне (1881, Лондон, частное собрание). Его увлекает изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии и труда берлинских каменщиков, он передает эти сцены с живым интересом к фактам новой действительности. Значительным явлением в искусстве 2-й пол. XIX в. стала картина Менцеля Процессия в Гастейне (1880, Германия, частное собрание). Художник разворачивает в этом многофигурном ("хоровом") полотне панораму народной жизни, с мастерством художника-реалиста передавая социальное разнообразие типов, саму атмосферу маленького провинциального города. Демократические тенденции искусства Менцеля оказали влияние на поколение более молодых художников (Лейбль, Либерман и др.). На протяжении всей жизни художник работал в книжной графике. Он исполнил иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (1839—1842), Сочинениям Фридриха II (1843—1849), Разбитому кувшину Г. Клейста (1877), сыгравшие свою роль в последующем развитии искусства книги.
Лит.: Марченко Е. И. Адольф Менцель. М., 1976; Kaiser K. Adolf Menzel. 1815—1905. Berlin, 1956; Hutt W. Adolf Menzel. Dresden, 1972; Jensen J. Ch. Adolf Menzel. Koln, 1982; Lamme G. Adolf Menzel. Frideriziana und Wilhelmiana. Dresden, 1988.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Менцель" в других словарях:

  • Менцель — Вольфганг (Wolfgang Menzel, 1798 1873) немецкий писатель и критик. Дебютировал в 1823 сатирическими стихами «Steckvers», в 1824 1825 издавал с Фолленом в Цюрихе «Europaische Blatter», с 1825 1848 редактировал «Literaturblatt» в Штуттгарте, в к… …   Литературная энциклопедия

  • Менцель — (нем. Menzel): Адольф фон Менцель (1815 1905)  немецкий художник. Иван Менцель (1941 2011)  венгерский футболист. Иржи Менцель (род. 1938)  чешский кинорежиссёр. Карл Адольф Менцель  историк. Вольфганг Менцель (1798… …   Википедия

  • Менцель — (Адольф Фридрих Эрдман Menzel) знаменитый немецкийисторический и жанровый живописец, род. 1815 г., посещал, но оченьнедолго, классы акад. худож. в Берлине и образовался почти самоучкой.Впервые стал известен в 1833 г. тетрадью рисунков,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Менцель — I Менцель (Menzel)         Адольф фон (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца, в 1830 в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж (1855, 1867, 1868) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Менцель Вольфганг — Менцель (Menzel) Вольфганг (21.6.1798, Вальденбург, Силезия, ныне Валбжих, Польша, ‒ 23.4.1873, Штутгарт), немецкий писатель и критик. Сын врача. Учился в Йене и Бонне. В 1824‒25 издавал совместно с Ф. Листом «Europäische Blatter» («Европейские… …   Большая советская энциклопедия

  • Менцель Адольф фон —         (Menzel) (1815 1905), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца и в берлинской АХ (1830). Уже ранние произведения Менцеля иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (ксилография по рисунку Менцеля, 1839 42),… …   Художественная энциклопедия

  • МЕНЦЕЛЬ Иржи — МЕНЦЕЛЬ (Menzel) Иржи (р. 23. 02. 1938), чешский режиссер, сценарист, актер. С детства вместе с сестрами близнецами рос в интеллектуальной среде, поскольку отец был журналистом, писателем и сценаристом. Увлекался чтением книг и театром, пытался… …   Энциклопедия кино

  • Менцель Вольфганг — (Menzel) Менцель (Menzel) Вольфганг (1798 1873) Немецкий историк литературы, критик, писатель. Родился 21 июня 1798, Вальденбург, Силезия (в настоящее время Валбжих, Польша), в семье врача. Учился в Йене и Бонне. 1824 1825 совместно с Ф. Листом… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • МЕНЦЕЛЬ Иржи — МЕНЦЕЛЬ (Menzel) Иржи (р. 23 февраля 1938), чешский режиссер, сценарист, актер. С детства вместе с сестрами близнецами рос в интеллектуальной среде, поскольку отец был журналистом, писателем и сценаристом. Увлекался чтением книг и театром,… …   Энциклопедический словарь

  • Менцель, Фабиан — Фабиан Менцель (нем. Fabian Menzel; род. 1961, Кассель)  немецкий гобоист. Учился в Ганноверской Высшей школе музыки у Инго Горицкого. С 1983 г. солист Симфонического оркестра Франкфуртского радио. Лауреат международного конкурса в …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Менцель» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.